Технологические и инженерные классы при Московском политехническом университете

1. О предпосылках и создании технологических и инженерных классов

На протяжении многих лет в школе №54 существуют классы с углубленным изучением математики и дисциплин естественнонаучного цикла. За эти годы сложились уникальные методики и традиции преподавания математики, физики и химии, позволяющие заложить основу фундаментального образования и подготовить учеников к успешному поступлению в вузы.

Однако в настоящее время российский и международный рынок труда все в большей степени требует специалистов, имеющих не только общие знания, но и прикладные компетенции в сфере инженерии и высоких технологий.

В связи с чем, в 2015 году в школьном отделении №15 «Школа №54» на базе 8-x и 9-x классов были открыты технологические классы, и на базе 10-x и 11-x классов были открыты инженерные классы. Учебные программы 8-x, 9-x, 10-x и 11-x классов связаны единой логикой и формируют линию единого инженерно-технологического образования.

Основная задача технологических и инженерных классов предоставить каждому ученику возможность применить полученные в школьных курсах знания в проектной деятельности в области математики, физики и информатики.

2. Особенности обучения в технологических и инженерных классах

Каждый учащийся технологических и инженерных классов в обязательном порядке ведет работу над собственным проектом. Руководителями проектов выступают преподаватели московских инженерно-технических вузов. Основным партнером школы является Московский политехнический университет - крупный инженерный вуз, который осуществляет подготовку специалистов для различных областей промышленности и сферы услуг, сочетающий традиции отечественной инженерной школы, опыт ведущих мировых университетов и современный подход к обучению инженеров. Кроме того, в проведении занятий в классе принимают участие преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова.

Обучение в 8 и 9 технологическом классе проходят по единой схеме. Формируются две группы.

В 1-м полугодии первая группа посещает дополнительные занятия по направлению «Физика», вторая группа посещает дополнительные занятия по направлению «Информатика». Во 2-м полугодии происходит смена направлений: первая группа посещает дополнительные занятия по направлению «Информатика», вторая группа посещает дополнительные занятия по направлению «Физика». Программы в 1-м и во 2-м полугодии по каждому направлению одинаковы, таким образом, все учащиеся осваивают единый учебный материал.

В рамках каждого направления предусмотрены теоретические и практические (выездные) занятия. Теоретические занятия проходят в здании школьного отделения №15 «Школа 54», практические занятия в Московском политехническом университете.

В каждой группе теоретические и практические занятия чередуются: первая неделя теоретические занятия, вторая – практические. Продолжительность каждого занятия – 2 урока.

В 10 и 11 инженерных классах учащиеся выбирают индивидуальные или коллективные проекты по физике или по информатике.

Учащиеся будут иметь в возможность представить свои проекты в различных конкурсах и конференциях. Кроме того, выполнение проекта позволяет осуществить подготовку к олимпиаде «Национальной технологической инициативы».

Обучение в технологических и инженерных классах предоставляет возможность учащимся посещать современные предприятия и знакомиться с высокотехнологическим производственным циклом. Экскурсии на предприятия и общение сотрудниками позволяет сделать осознанный выбор будущей профессии.

Расписание уроков сформировано таким образом, что один день выделен под инженерное образование. В этом день в школе проходит не более 4 уроков в рамках основного образования. После 4 уроков учебная группа в сопровождении учителя отправляется на выездные практические занятия или остается в здании школы для проведения теоретических занятий.

3. Условия поступления

Поступление в 8-й технологический класс проходит на следующих условиях:

  1. К поступлению приглашаются учащиеся 7-x классов школы №171, а также других школ города Москвы;
  2. Собеседование по математике (оценка: зачет / незачет);
  3. Собеседование по физике (оценка: зачет / незачет);

 

Направления обучения

 

Направление «Физика 8 класс»

Практические занятия проходят по программе «Инфракрасные технологии и радиоэлектроника». Программа предполагает знакомство с протоколами передачи данных по инфракрасному лучу, радиоэлектроникой и 3D-моделированием. Занятия проходят в лабораториях Московского политехнического университета. Итогом проекта является создание лазерного бластера.

Теоретические занятия дополняют практические занятия и направлены на знакомство с разделами физики, необходимыми для реализации проекта.

 

Направление «Информатика 8 класс»

Практические занятия посвящены первому знакомству с многообразием web-технологий. Учащиеся познакомятся со средствами web-разработки, языками HTML и CSS. Практическим результатом курса является создание собственных простых сайтов. Учащимся выделяется дисковое пространство на школьном сервере для размещения сайта.

Теоретические занятия направлены на знакомство с булевой алгеброй. На занятиях будут рассмотрены вопросы теории множеств, булевых функций, логики и схем функциональных элементов. Результатом курса является освоение связей между указанными теориями и изучением алгоритмов синтеза схем функциональных элементов.

 

Направление «Физика 9 класс»

Практические занятия направлены на создания небольших проектов в рамках концепции «Умный дом». Общая тематика проектов связана с использованием смартфонов или планшетных компьютеров для управления элементами домашнего интерьера и бытовой техники: свет, шторы, жалюзи, телевизор, мециацентр и пр.

Теоретические занятия дополняют практические занятия и направлены на знакомство с разделами физики, необходимыми для реализации проекта.

 

Направление «Информатика 9 класс»

Практические занятия посвящены созданию web-сайтов при помощи систем управления содержимым (CMS). Учащиеся познакомятся с языком программирования PHP и системой управления базами данных MySQL. Результатом курса является создание учащимися собственного интерактивного сайта при помощи одной CMS (Drupal / Joomla / WordPress).

Теоретические занятия направлены на продолжение знакомства учащихся с различными разделами дискретной математики: теория графов и теория автоматов.

 

Направления «Физика 10-11 класс»

1. Автомобили с удаленным управлением. В рамках данной темы школьники проходят полный цикл создания автомобиля от теоретической части до соревнований. С помощью современных технологий и материалов модифицировать школьники смогут модифицировать автомобиль с радиоуправлением, чтобы он был способен преодолеть различные препятствия. Управление автомобилем будет осуществляться дистанционно, т.е. «пилот» и автомобиль находятся вне зоны видимости друг друга.

2. Высокотемпературные сверхпроводники. Особенностью данной темы является то, что она предполагает после ознакомления с теоретической базой высокотемпературных сверхпроводников, основами холодильной техники и ее техническими средствами. Работа над проектом позволяет открыть участникам необходимость междисциплинарного подхода к решению современных технических задач, дает представление об уникальном явлении квантовой левитации сверхпроводника и позволяет получить конструкторский опыт в необычной области кирогенной техники.

3. Современная космонавтика. Актуальность​ и необходимость данной темы продиктована развитием космонавтики и увеличением доли частной космонавтики в России и во всем мире. Помимо прочего, проект позволяет учащимся самостоятельно выбрать актуальную проблемную область и создать проект, конечный результат которого будет представлять собой полноценную инженерную разработку. Работа над проектом по данной тематике то совмещает в себе несколько важных направлений, одновременно необходимых для разработки космических проектов, а именно: физико­-математические основы космонавтики, 3D-­моделирование и прототипирование, программирование, проектирование космических аппаратов, расчет стоимости космической миссии и т. д.

 

Направления «Информатика 10-11 класс»

1. Создание интерактивного web-сайта. Проект посвящен дальнейшему изучению web-технологий. Учащимся необходимо спроектировать полноценный сайт, посвященный определенной тематике. Важно наличие различных интерактивных элементов сайта (форм связи, комментариев к материалам и пр.). Кроме того, предполагается изучение и использование Javascript для создания графических интерактивных элементов. Сайт будет размещен на школьном сервере.

2. Шифрование информации. Учащимся предлагается познакомиться с существующими алгоритмами шифрования информации. Проектная работа заключается в модификации или создании собственного алгоритма шифрования текста или изображений.

3. Математическое моделирование. Выполнение проекта предполагает изучение различных подходов к моделированию процессов. В частности, подходов, базирующихся на биологических идеях: нейронные сети, клеточные автоматы, модель «хищник-жертва» и пр. Учащимся предлагается провести анализ некоторого реального процесса, сопоставить ему некоторую математическую модель и произвести обсчет, базируясь на данной модели.

 

 

По всем вопросам, связанным с организацией работы и приемом в технологический и инженерный класс, можно обращаться к Самоненко Илье Юрьевичу (тел: +7 (910) 453-65-08, email: samonenko.i@gmail.com)